|
Документ подписан электронной подписью |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 5 «Звоночек»
«Утверждено»
Заведующий МБДОУ детский сад № 5 «Звоночек»
_________________ О.С.Лимарева
Принято решением педагогического совета:
протокол № 1 от 26.08.2022 г.
Приказ от 26.08.2022г. № 76-ОД
ПРОГРАММА ОРГАНИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЕТСКИЙ САД № 5 «ЗВОНОЧЕК»
« ПЕДАГОГ БУДУЩЕГО»
Авторы – разработчики:
О.С.Лимарева – заведующий
Педагогический коллектив
п. Тарасовский, 2022 г.
Оглавление
Раздел 1. Пояснительная записка....................................................................
Раздел 2. Общие положения программы наставничества.................................
Раздел 3. Содержательный раздел..................................................................
Порядок формирования группы наставников:...............................................
Порядок проведения Программы:.................................................................
Раздел 4 Оценка эффективности реализации Программы................................
Критерии оценки эффективности программы:..............................................
Вознаграждение наставников ......................................................................
|
|
Раздел 1. Пояснительная записка
Программа организации наставничества «Успешный педагог» разработана с учетом:
В современных условиях реформирования системы образования особое значение приобретает тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Актуальность. В практике работы любой дошкольной образовательной организации часты случаи, когда принятый на работу педагог — недавний выпускник вуза или колледжа, сдавший на высший балл все выпускные экзамены и защитивший дипломную работу в реальности испытывает большие трудности в начале своей профессиональной карьеры. Этот факт объясняется естественным процессом адаптации сотрудника к новым условиям перехода от учебной деятельности к трудовой или от одной профессии к другой, а также неким разрывом между теорией и практикой, т.е. по сути разницей в требованиях организаций, находящихся на разных ступенях образования, к компетентностям выпускника. Найти готового специалиста, который сможет приступить к работе без специально организованного сопровождения, почти невозможно. Молодые педагоги часто нуждаются в более глубоком знании психологии дошкольников, методик дошкольного образования, в освоении новых педагогических технологий. Это вовсе не означает низкое качество подготовки студентов в вузах и колледжах. Сами начинающие педагоги отмечают, что в процессе освоения профессии часть информации ими сознательно упускалась, поскольку они на тот момент считали ее ненужной.
Но уже в первые дни пребывания в дошкольном образовательном учреждении не в качестве гостя - практиканта, а работника они существенно меняют мировоззрение, расставляют иные приоритеты, формируют новые интересы.
Если вовремя не помочь и не подержать молодого педагога в такой ситуации, а просто «отпустить в свободное плавание», то после первых недель душевного подъёма и эйфории неминуемо начнутся конфликты. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и педагоги с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. И именно поэтому, целенаправленно управлять процессом развития личности молодых педагогов должны люди, имеющие специальную подготовку, владеющие знаниями и умениями в области педагогики, психологии, знающие основные развивающие программы и технологии воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Цели Программы: организация работы по обеспечению помощи и поддержки начинающим педагогам в становлении их профессиональной компетенции в условиях реализации ФГОС ДО; развитию культуры наставничества в образовательной организации; снижению текучести персонала в период испытательного срока, сокращению срока профессиональной адаптации;
Задачи Программы:
Целевая группа:
Наставничество устанавливается над следующими категориями сотрудников образовательного учреждения:
- впервые принятыми воспитателями (специалистами), не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в дошкольных образовательных учреждениях;
- выпускниками очных высших и средних специальных учебных заведений (молодой специалист (МС) — специалист с опытом работы по специальности до 3х лет
- выпускниками непедагогических профессиональных образовательных учреждений завершивших очное, заочное или вечернее обучение и не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях;
- новый специалист (НС) специалист с опытом работы, находящийся на испытательном сроке
- педагогическими работниками, переведенными на другую работу, если выполнение ими служебных обязанностей требует расширения и углубления профессиональных знаний и овладения новыми практическими навыками;
- воспитателями, нуждающимися в дополнительной подготовке для работы с детьми по инновационной технологии.
Раздел 2. Общие положения программы наставничества
Программа наставничества (далее — Программа) является частью системы адаптации и обучения новых и молодых сотрудников образовательной организации, призванная облегчить вхождение в новые профессиональные и социально-психологические условия труда. Сотрудники, прошедшие обучение под руководством наставника, более широко проявляют свои способности и несут ответственность за выполнение производственных задач перед образовательной организации, наставником и коллегами.
Наставничество - одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога - наставника.
Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином "обучающийся"
Наставник — участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.
Стажер - это новый сотрудник, который обучается и работает по своей специальности в течение испытательного срока, отведенного для оценки его способностей или молодой педагог, который проходит стажировку в рамках программы поддержки молодых педагогов Василеостровского района
Стажировка — образовательная деятельность в течение ограниченного срока (испытательного для новых специалистов, учебного для молодых педагогов) для приобретения опыта и повышения квалификации по специальности, с целью изучения педагогических технологий, образовательной программы и корпоративной культуры непосредственно на рабочем месте, нацеленная на подготовку к самостоятельной работе. Профессиональная адаптация - это система мероприятий, направленная на трансляцию новым и молодым сотрудникам стандартов и правил организационной культуры образовательной организации, а также передачу профессиональных знаний и навыков, необходимых для успешного выполнения функциональных обязанностей Профессиональное обучение на рабочем месте - система подготовки персонала, проводимая на рабочих местах или в учреждениях дополнительного профессионального образования, строящаяся на решении проблем, специфичных для конкретной должности, с привлечением наставников или тьюторов.
Педагоги — сотрудники, которые приняты на педагогические должности.
Совместная деятельность наставника и молодого воспитателя принесёт положительные результаты, если она будет построена в соответствии с некоторыми принципами:
• Мотивация Наставничество должно быть двусторонней добровольной работой. Она эффективна, только когда молодой воспитатель на самом деле хочет овладеть навыками и стать хорошим специалистом. А наставник искренне желает передать свои знания и навыки новичку. Если один из них действует без внутренней мотивации, по принуждению или по вынужденным обстоятельствам, результата не будет.
Умение предоставлять эффективную обратную связь — один из важнейших навыков наставника, это представление полной картины действий наставляемого в конкретной ситуации. Важными составляющими этого процесса также являются анализ эффективности его действий и обсуждение возможных способов ее повышения в будущем. Для наставника велика опасность раскритиковать наставляемого.
Обратная связь поможет наставнику в том, чтобы без обид указать молодому педагогу на его ошибки. Этапы обратной связи:
Принципы обратной связи
Молодой педагог должен почувствовать, что обратная связь помогает ему развиваться.
Если она будет слишком критичной, он может внутренне отвергнуть ее, если слишком хвалебной, то это может быть воспринято как опека, что тоже может вызывать отторжение. Обратная связь должна сочетать в себе описание положительных моментов и «точек роста» для наставляемого. Соблюдение баланса состоит в том, чтобы сделать обратную связь приемлемой для молодого педагога, воодушевить его на профессиональный и личностный рост.
Обратная связь — это не дискуссия о том, сказал или не сказал наставляемый что-либо, сделал или не сделал. Наставник всегда должен обращаться к конкретному факту или действию. Обратная связь касается того, что было сказано, сделано и как, но не почему. о чьих-то мотивах привносят атмосферу недоверия и враждебности в беседу.
Предоставляя обратную связь, следует концентрировать внимание на поведении, а не на личности как таковой. Наличие оценки в высказывании снижает объем восприятия информации и вызывает сопротивление сказанному. Наставнику нужно включить наставляемого в процесс, а не выключить его критикой.
Принцип положительного подкрепления — один из ключевых в наставничестве, и вовремя предоставить обратную связь — это лучшее, что может сделать наставник:
Лучше всего человек обучается, когда сам отвечает на поставленные вопросы. Необходимо давать молодому педагогу шанс исправить ошибки самостоятельно.
Для качественной организации наставнической деятельности в ДОУ необходимо соблюдать основные условия:
Наставничество предполагает индивидуальные и коллективные формы работы с молодыми педагогическими работниками, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в ДОУ или имеющими трудовой стаж не более 3-х лет.
С позиции администрации ДОУ наставничество является одним из методов адаптации к профессии и позволяет ДОУ практически «воспитывать» кадры со специфическими знаниями и навыками, актуальными в данный момент и с учетом детско - родительского контингента, специфики педагогического коллектива и прочих аспектов. Наставничество для наставника:
Наставничество для молодого педагога
Наставничество для Учреждения:
Таким образом, наставничество позволяет:
В процессе обучения наставник предоставляет новичку необходимую для работы информацию, отслеживает процесс усвоения знаний, формирование нужных навыков, мотивацию к работе. Обучение проходит непосредственно на рабочем месте, иллюстрирует реально возникающие ситуации и весь трудовой процесс, что позволяет реализовать на практике полученные теоретические знания. Наставничество предусматривает наличие критериев к отбору самого педагога - наставника. Им может быть выбран только тот работник ДОУ, который отвечает ряду требований:
Раздел 3. Содержательный раздел
В программу включается каждый новый педагог Образовательной организации с момента выхода на работу на 3 месяца / до момента окончания испытательного срока, а также все молодые педагоги до достижения ими стажа работы по должности — 3 года.
Программа представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на реализацию поставленных цели и задач.
Организация наставничества включает в себя три этапа.
Первый этап — адаптационный.
Определяются обязанности и права молодого педагога, а также исходный объем его знаний и умений, чтобы выработать программу наставничества. Процесс повышения профессионализма молодых педагогов строится с учетом следующих факторов: базового образования; личных особенностей (творческий потенциал, индивидуальный стиль, способы усвоения информации и т. п.); педагогических потребностей.
Второй этап — основной.
Педагог - наставник разрабатывает и реализует программу наставничества, предоставляет молодому педагогу материалы для самосовершенствования. Соответственно, должен быть разработан индивидуальный план наставничества на определенный период с конкретным содержанием, сроками исполнения и формой работы, направленный на знакомство «новичка» с программами, реализуемыми ДОУ и рабочей документацией; педагогическое самообразование и самовоспитание молодого педагога; участие в работе методических объединений, творческих групп; участие в режимных моментах и мероприятиях ДОУ.
Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещениями и обсуждениями непрерывной образовательной деятельности) имеют инновационные: психологические тренинги, творческие группы, конкурсы, «круглые столы», «мозговой штурм», разработка и презентация моделей образовательной деятельности с детьми. Педагог - наставник может помочь молодому коллеге создать персональный сайт, куда размещаются консультации для родителей, педагогические находки, методические рекомендации и разработки. Следует подчеркнуть взаимовыгодное сотрудничество педагога - наставника и новичка в русле аттестации на педагогическую категорию.
Третий этап — контрольно-оценочный.
Наставник анализирует проделанную работу, выявляет ошибки и недочеты, ставит задачи по их устранению, определяет степень готовности к самостоятельному выполнению функциональных обязанностей молодого педагога. Педагог - наставник не просто передает молодому педагогу необходимую информацию, но также и контролирует ее усвоение, указывает на ошибки, недочеты и заблуждения путем конструктивной критики, корректирует выполнение трудовой функции.
Наставничество организуется на основании приказа заведующего МБДОУ детский сад № 5 Звоночек». Приказ о закреплении наставника издается не позднее двух недель с момента назначения молодого педагога на должность.
Руководство деятельностью наставников осуществляет заведующий.
Заведующий ДОУ выбирает наставника из наиболее подготовленных педагогов по следующим критериям:
Наставник может иметь одновременно не более двух подшефных педагогов. Кандидатуры наставников рассматриваются на педагогическом совете и утверждаются заведующим ДОУ.
Назначение производится при обоюдном согласии наставника и молодого педагога, за которым он будет закреплен.
Замена наставника производится приказом заведующего ДОУ в случаях:
Показателями оценки эффективности работы наставника является выполнение молодыми или начинающими педагогами ДОУ целей и задач в период наставничества. Оценка производится по результатам промежуточного и итогового контроля, участия молодого педагога в конкурсных мероприятиях и мероприятиях по обобщению опыта. Документы, регламентирующие организацию работы наставничества:
По окончании срока наставничества педагог - наставник в течение 10 дней должен сдать куратору или старшему воспитателю следующие документы: отчет о проделанной работе, план работы по наставничеству профессионального становления с оценкой педагога
Для того, чтобы повысить профессиональное мастерство молодых педагогов, используются разные формы работы. Выбор форм работы зависит от этапа реализации программы, от личностных качеств педагогов, от уровня профессиональной подготовки молодых педагогов, от поставленных задач.
Индивидуальные: консультирование, беседы, анкетирование, наблюдение, тестирование, самообразование, участие в конкурсах, самообучение в информационном пространстве интернет сети.
Групповые: семинары, тренинги, практикумы, конференции, практические занятия, участие в конкурсах, лектории, выставки, дискуссии.
№ |
Этап |
Традиционные формы работы наставника с молодым педагогом |
Нетрадиционные формы работы наставника с молодым педагогом |
1. |
«Добро пожаловать! Мы все тебе рады!» (Адаптационная ступень) |
|
-Корпоративное мероприятие «Посвящение в педагоги»; -разнообразные психологические тренинги (арт-терапевтический, на снятие эмоционального напряжения, тревожности); -психологические диагностические тесты; -тьюторство как основной ресурс наставничества: постоянное взаимодействие с педагогом при реализации индивидуального маршрута сопровождения с учетом индивидуальных особенностей личности наставляемого. |
2. |
«Пробуй себя! Я тебе помогу!» (Основная развивающая ступень) |
|
-Мастер-классы;
|
3. |
«У тебя всё получилось! Я горжусь тобой!» (Контрольно - оценочная ступень) |
-самостоятельная организация и проведение родительского собрания;
|
деятельности ДОУ (использование сетевых технологий в организации образовательного процесса) |
|
Возможные варианты программы наставничества «педагог - педагог»
Формы взаимодействия |
Цель |
«Опытный педагог - молодой специалист» |
Поддержка для приобретения необходимых профессиональных навыков и закрепления на месте работы. |
«Лидер педагогического сообщества - педагог, испытывающий проблемы» |
Реализация психоэмоциональной поддержки сочетаемый с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив. |
«Педагог новатор - консервативный педагог» |
Помощь в овладении современными программами, цифровыми навыками, ИКТ компетенциями. |
|
Среди основных проблем, возникающих в процессе педагогической деятельности молодых специалистов МДОУ, была выявлена несформированность умений:
Исходя из этого, работа с молодыми педагогами строится с учетом основных аспектов.
Для конструктивного взаимодействия наставника и начинающего педагога необходимо сочетание не только поучений и демонстрации, но и применение наиболее эффективных форм, развивающих деловую коммуникацию, личное лидерство. В МДОУ запланирована организация деловых и ролевых игр, работа в малых группах, анализ проблемных ситуаций. Разработаны индивидуальные планы профессионального становления для каждого педагога:
Процесс повышения профессионализма молодых специалистов строится с учётом следующих факторов:
-уровень профессиональных потребностей педагога.
Наставничество в образовании - это «живая» субстанция, на которую могут влиять как внутренние, так и внешние условия. Наставник и молодой педагог - люди разного возраста со своими личностными характеристиками. Условия труда в разных образовательных учреждениях могут отличаться: материальная база, психологический микроклимат в коллективе, особенности детей и их родителей. Поэтому велика вероятность рисков, с которыми можно столкнуться при реализации данной программы. Необходимо обозначить пути минимизации рисков и способов их избежать:
Формализованное наставничество — это взаимодействие молодого специалиста и опытного педагога, которое дальше оформления на бумаге не ушло. В таком наставничестве принято положение о наставничестве, разработана система мотивации наставников, оговорены обязанности всех сторон договора. Наставник назначен администрацией, но готовности и профессиональных навыков для этого у педагога нет.
Систематическое взаимодействие не получается ввиду постоянно возникающих дел по более важным «причинам». Возможно, даже состоялись одна-две встречи, составлен план работы, который остался на бумаге. Причинами такого наставничества являются профессиональное выгорание и педагогическая перегрузка наставников, коммуникативные барьеры, авторитарность со стороны наставников, подавление самостоятельности и инициативности молодых педагогов, а иногда недостаточное материальное стимулирование работы наставника. Управленческими решением в этом случае является непосредственный и опосредованный контроль работы наставника. Непосредственный контроль может быть проведен в виде собеседования, знакомства отчета, совместного посещения и анализа занятия и т. д., опосредованный — в виде представления промежуточных результатов работы: творческого отчета, публичного выступления молодого специалиста, проведения им открытого урока и т. д.
Для минимизации риска модель «один наставник — один наставляемый» можно разнообразить: создать банк наставнических разработок по материалам опыта нескольких наставников, включить дистанционные формы работы с молодыми педагогами.
Действенным способом уменьшения этого риска является организация работы наставнической группы из двух-трех опытных педагогов и молодого специалиста. В этой группе курирующие различные направления деятельности молодого специалиста педагоги работают по направлениям. Один из них помогает решать вопросы воспитательнообразовательной деятельности, другой — организацию знакомства с корпоративной культурой учреждения, третий — организацию работы с коллегами и родителями воспитанников. Содержание деятельности в тандеме «молодой педагог — наставники» разнообразное: знакомство с функционалом, документацией, посещение и анализ занятий, режимных моментов, деятельностное сопровождение педагога в выстраивании профессиональной траектории, помощь в участии в профессиональных конкурсах и проектах, включение молодого учителя в новые виды деятельности. Управленческие решения по развитию этой формы наставничества — опосредованный контроль: участие молодого специалиста в профессиональном конкурсе, выступление в профессиональном сообществе.
Наставник может быть недоволен, как оплачивается и материально стимулируется его труд. Администрации ДОУ необходимо найти легитимные пути не только материального вознаграждения наставника, но и использовать нематериальную мотивацию: внимание к проблемам наставников, публичное признание значимости работы наставников для учреждения, вручение специальных памятных подарков на корпоративном мероприятии, использование разнообразных внутрикорпоративных знаков отличия, придающих наставникам особый статус в коллективе (значки, грамоты и т. п.).
Этот риск показывает, что наставничество — это двусторонний процесс. Причиной является высокая степень социализированности молодежи в социальных сетях и недостаточная социализация в коллективе. Современных молодых педагогов отличают высокие амбиции, стремление к лидерству, более высокий уровень сформированности информационной компетентности и критического мышления. В этом случае применимы взаимообогащающие активные формы наставничества: взаимообучение, при котором в зависимости от содержания проблемы и компетентности педагогов, меняются ролевые позиции каждого из участников взаимодействия. Возможно применение приемов коучинга — «персональной тренерской работы», тьюторства — «осуществления постоянной помощи взрослому, обучающемуся в решении вопросов организации обучения» в режиме взаимовыгодного решения педагогических проблем обеих сторон
А также, следует помнить, что организация деятельности по методическому сопровождению педагогов предполагает наличие таких рисков, как
Анализ возможностей предотвращения возникновения данных рисков указал на актуальность разработки мероприятий (тематического плана) психологического сопровождения педагогического коллектива, что также является неотъемлемым условием эффективного внедрения ФГОС ДО.
необходимых для их реализации (Дорожная карта).
(Приложение 4).
Оценка результатов и показателей выполнения основных мероприятий Программы, их эффективности осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.
Механизм реализации программы включает в себя: механизм управления программой; распределение сфер ответственности; контроль за реализацией программы.
Руководителем программы является куратор или заведующий, который несет персональную ответственность за ее реализацию и конечные результаты. Руководитель Программы:
Соисполнителями Программы являются педагоги - наставники и молодые педагоги ДОУ.
Молодые педагоги:
Педагоги - наставники:
Порядок формирования группы наставников:
В образовательной организации наставник назначается на основании личного заявления, по итогу рассмотрения кандидатуры на педагогическом совете, утверждается приказом руководителя. Состав наставников может быть изменен в течение учебного года в зависимости от показателей работы наставника.
Состав наставников формируется из списка сотрудников на основании критериев:
Порядок проведения Программы:
• назначить дополнительный период стажировки и по окончании повторный квалификационный экзамен (не более 1 месяца) - для молодых педагогов;
• перевести сотрудника на другую должность;
уволить в связи с несоответствием должности.
Цель: выявить эффективность процесса реализации Программы Задачи:
Контроль:
• Качества работы наставника осуществляет заведующий на основании:
—анализа работы наставника (эффективность и своевременность оказания
профессиональной и социально-психологической поддержки);
Результаты оценки заведующий доводит до наставника в форме развивающей обратной связи не реже 1 раза в каждый месяц работы со стажером.
•Деятельности стажера осуществляет заведующий и наставник на основании:
Результаты оценки отражаются в Плане адаптации нового сотрудника.
Эффективности работы Программы наставничества осуществляет заведующий.
Раздел 4 Оценка эффективности реализации Программы.
4.1. Мониторинг и оценка качества процесса реализации Программы наставничества
Мониторинг в наставнической деятельности понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации об этой деятельности и/или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления всем процессом этой деятельности. Организация систематического мониторинга наставнической деятельности даёт чётко представлять, как происходит процесс наставничества, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым, а также, какова динамика развития, наставляемого и удовлетворенности наставника своей деятельностью.
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
Этап 1. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар или групп "наставник-наставляемый".
Цели мониторинга:
Задачи мониторинга:
• сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);
• обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к личности наставника;
• контроль хода программы наставничества;
• описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы наставляемых);
• определение условий эффективной программы наставничества;
• контроль показателей социального и профессионального благополучия.
Оформление результатов.
Этап 2. Второй этап мониторинга направлен на оценку мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.
Цели мониторинга влияния программ наставничества на всех участников;
наставляемый".
Задачи мониторинга:
• научное и практическое обоснование требований к процессу организации программы наставничества, к личности наставника;
• экспериментальное подтверждение необходимости выдвижения описанных в целевой модели
• требований к личности наставника;
• определение условий эффективной программы наставничества;
• анализ эффективности предложенных стратегий образования пар и внесение корректировок во все этапы реализации программы в соответствии с результатами;
• сравнение характеристик образовательного процесса на "входе" и "выходе" реализуемой программы;
• сравнение изучаемых личностных характеристик (вовлеченность, активность и т.д.)
4.2. Оценка эффективности реализации Программы
Критерии оценки эффективности программы:
• результаты промежуточного контроля фиксируются старшим воспитателем в бланках «План адаптации» в пункте «Контроль за выполнением плана» (Приложение №1,2)
• после проведения квалификационного испытания бланк оценки результатов подшивается к бланку «Плана адаптации» и подшиваются в личное дело сотрудника.
Ответственность:
• За качество работы наставника - заведующий.
• За организацию и качество передачи теоретических и профессиональных навыков, за качество работы сотрудника, предотвращение ошибок - наставник.
• За плановый контроль прохождения адаптации новых сотрудников - заведующий.
Заключение
Таким образом, можно констатировать, что для повышения эффективности работы с молодыми педагогами необходимы:
- Обоснованный выбор системы методической работы на основе аналитической деятельности;
- Работа на основе диагностики педагогических затруднений, учета творческой активности и информационных потребностей педагога;
- Взаимосвязь всех подразделений методической службы ДОУ, форм и методов методической работы;
- Оптимальное сочетание теоретических и практических форм;
- Оценка педагогического труда по результатам;
- Современное обеспечение методической литературой.
У молодого педагога сформируется потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно - образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.
Школа молодого воспитателя поможет более успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми.
resobr.ru/article/39808-organizatsiyaraboty-s-molodymi- pedagogamivdou?u stp=W&u stp=W.
План профессиональной адаптации нового педагога.
ФИО._____________________________
Наставник:________________________
|
Дата |
Планируемое мероприятие |
Фактический результат |
Ответственный |
1 неделя |
1. Ознакомительная экскурсия по образовательной организации |
|
Заведующий |
2. Базовое обучение «Школа нового сотрудника» |
|
Заведующий |
|
План введения в должность |
|||
Дата |
Планируемый результат |
Фактический результат |
Ответственный |
1 день |
Знакомство сотрудника с группой:
|
|
Заведующий |
1 день |
Закрепление наставника за новым сотрудником |
|
Руководитель |
План профессиональной адаптации |
|
|
|
7. Практическое изучение навыков работы |
|
6-8 неделя |
Рабочее место |
|
Наставник |
9-12 неделя |
Рабочее место |
|
Наставник |
Контроль за выполнением плана
|
Дата |
Целевая задача |
Фактический результат |
Ответственный за проведение |
4 неделя |
1. Оценка теоретических знаний сотрудника (собеседование) |
|
Заведующий |
8 неделя |
2. Оценка практических навыков сотрудника (решение педагогических кейсов, тест на знание основных нормативных документов) |
|
Заведующий |
12 неделя |
3. Комплексная оценка, согласно профстандарту «Педагог» |
|
Заведующий |
Оценка_прохождения_процесса_ адаптации
|
|
Успешно прошел все мероприятия, хорошо адаптировался к должности и условиям труда |
Прошел все мероприятия, адаптировался к должности и условиям труда |
Прошел не все мероприятия, слабо адаптировался к должности и условиям труда |
Частично прошел мероприятия, не адаптировался к должности и условиям труда |
Куратор |
|
|
|
|
Наставник |
|
|
|
|
Напарник (для воспитателей) |
|
|
|
|
Итоговый результат
|
Согласовано:
Заведующий
Наставник_
Напарник
План профессиональной адаптации молодого специалиста
Сотрудник:_
Заведующий;
Наставник:
План введения в должность МС (1 год)
|
|
3-й день |
Практическое задание: Изучение действующих требований санитарноэпидемиологического законодательства |
Распечатать полную информацию о действующих требованиях. Объяснить стажеру с помощью какого оборудования выполняются нормативы, в какой документации и каким способом фиксируются результаты выполнения. Проконтролировать усвоения информации стажером, задавая контрольные вопросы. |
Руководитель/ наставник |
3-й день |
Изучение политики защиты персональных данных и информационной безопасности |
Рассказать о требованиях по защите информации, действующих в организации. Проверить знания при выполнении кейсов. |
Руководитель/ наставник |
4-й день |
Практическое задание: Изучение информации о режиме |
Ознакомить с информацией о действующих режимах. Ознакомить с понятием «гибкий режим». Проверить соблюдение сотрудником регламента деятельности. Познакомить с методикой работы педагога в основных режимных моментах. |
Руководитель/ наставник |
5-й день |
Ознакомить МС с контингентом обучающихся |
Показать правила работы с педагогической диагностикой и составления индивидуальных образовательных маршрутов, |
Руководитель/ наставник |
6-й, 7-й. |
Изучение методики проведения прогулки |
Правила безопасности, методика проведения прогулки, работа с инвентарем. |
Наставник |
8-й день |
Алгоритм рабочего дня. Контроль базовых навыков. |
Закрепление алгоритма рабочего дня (система 1-2 смена). Просмотр открытых занятий и наблюдение за работой педагога с обучающимися. После каждого просмотра наставник дает конструктивную обратную связь. Проверяет базовые навыки, определяет готовность МС к самостоятельной работе. |
Наставник |
9 день, 10 |
Планирование |
Подготовка календарно-тематического плана на 1 неделю. Анализ выполнения |
Старший |
день |
деятельности |
практического задания |
воспитатель |
11-15 день |
Работа с родителями |
Методика проведения консультаций, оформление информационного родительского уголка и выставок, проведение родительского собрания, подготовки и проведения анкетирования родителей, ведение журнала учета консультаций |
Наставник |
16-20 день |
Взаимодействие со специалистами |
Работа по подготовке и проведению праздничных мероприятий, участие в обсуждении сценария, ведение тетрадей связи со специалистами, замена специалиста, во время его длительного отсутствия, выполнение индивидуальной работы с обучающимися по заданиям специалистов |
Наставник |
25 -30 день |
Замена помощника |
Знакомство с функционалом помощника воспитателя, санитарно- |
Наставник |
|
|
воспитателя |
гигиеническими нормативами. Практикум по работе без помощника воспитателя. |
|
31-40 день |
Подготовка обучающихся к конкурсам |
Ознакомление с планом конкурсов детского сада и района. Знакомства с положением о конкурсе, требования к оформлению заявок, требованиям к информированию родителей (законных представителей) и получению согласия на участие в конкурсах и соревнованиях. Медицинский допуск до участия в соревнованиях. |
Наставник |
41-60 |
Подготовка и проведение проектной деятельности |
Ознакомление с требованиями к проектной деятельности, планирование и проведение недельного проекта. |
Наставник |
60 - 80 |
Подготовка к открытым мероприятиям, педагогическим советам |
Планирование открытого мероприятия, требования к проведению открытого мероприятия. Анализ эффективности мероприятия. Требования к подаче заявки на проведение открытого мероприятия. Участие в педагогическом совете. Подготовка выступления на педагогическом совете |
Наставник / Заведующий |
81 - 100 |
Практическое применение навыков публичного выступления (дети) |
Подготовка и проведение досуга / праздника, в котором МС выступает в игровой роли |
Наставник |
101-120 |
Практическое применение навыков публичного выступления (родители) |
Подготовка и выступление на родительском собрании |
Наставник |
121-140 |
Использование социальных сетей и электронной почты в профессиональной деятельности |
Подготовка новости, сообщения о проведенном мероприятии, анонса мероприятия для официального сайта ДОО. Требования информационной безопасности. |
Наставник |
141-170 |
Посещение открытых мероприятий и мастерклассов |
Знакомство с работой творческих групп района, определение зоны своих профессиональных интересов, планирование работы в творческой группе на будущий учебный год. |
Наставник |
171-240 |
Самостоятельная работа под руководством наставника |
Самостоятельная работа педагога, включающая функционал планирования образовательной деятельности и индивидуализацию образовательного процесса, а также работу с родителями. Еженедельное собеседование (анализ достижений и затруднений). Подготовка портфолио для аттестации. |
Наставник |
|
Показатели эффективности работы МС.
|
|
|
|
родительского собрания |
награждение участников конкурса |
|
Апрель |
Самостоятельно проводит соревнования(конкурс) |
Имеет опыт составления рекомендаций для прогулки выходного дня. |
Умеет оформлять допуск к соревнованиям |
Готовит к публикации статью по итогам проведенного проекта |
Май |
Организует на прогулке длительные наблюдения за объектами живой природы |
Имеет опыт информирования родителей о результатах диагностики |
Умеет планировать и оформлять целевые прогулки и экскурсии |
Подает заявление в районную творческую группу Выступает на педагогическом совете |
Летний период |
Проводит подвижные игры на открытом воздухе, осуществляет прием детей на улице, владеет методикой проведения закаливающих процедур |
Имеет опыт адаптации родителей детей, поступивших в дежурный детский сад, к организационной культуре и укладу ДОО |
Умеет писать рабочую программу педагога |
Готовит портфолио для аттестации на 1 категорию |
Контроль: творческий отчет молодого специалиста и наставника на итоговом педагогическом совете.
|
Таблица «Оценка эффективности программы наставничества»
|
|
Месяц |
Содержание работы |
Формы и методы работы |
Сентябрь |
Знакомство с нормативно-правовой базой учреждения. |
Изучение документов: Закона об образовании;
|
Организация утреннего приёма детей (взаимодействие с родителями) |
Просмотр молодым специалистом режимных моментов. Методические рекомендации. |
|
Помощь в планировании образовательного процесса в детском саду. |
Изучение всех видов планирования (перспективного, ежедневного), подбор педагогической литературы |
|
Мониторинг детского развития. |
Изучение видов мониторинга, форм его проведения, подбор диагностического материала. |
|
Организация развивающей предметно - пространственной среды в группе |
Обсуждение (принципы построения, наличие игровых зон, их оснащение, смена материала). Методические рекомендации. |
|
Октябрь |
Организация и проведение приёма пищи в группе |
Консультации. Подбор литературы. |
Формы взаимодействия с семьёй: родительские собрания |
Обсуждение возможных тем родительского собрания на начало учебного года, просмотр и участие молодого специалиста в подготовке. |
|
Оздоровление детей в процессе режимных моментов (система закаливания). |
Просмотр молодым специалистом режимных моментов, методические рекомендации. |
|
Роль сюжетно - ролевой игры в развитии дошкольников. Организация и методика проведения сюжетноролевых, режиссёрских, дидактических игр. |
Консультация, просмотр проведения сюжетной игры наставником, методические рекомендации. |
|
Изучение нормативных документов, ФГОС |
Изучение норм и регламентов, освоение практических навыков внедрения стандартов качества. Консультация «Корректировка Основной образовательной программы дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования» |
|
Ноябрь |
Составление конспектов НОД |
Методические рекомендации по составлению плана конспектов (цель, |
|
|
|
задачи, технологии, оборудование, предварительная работа, ход). |
Методика проведения праздников в детском саду. |
Участие в подготовке к осеннему празднику, выставке - ярмарке «Дары осени», просмотр мероприятия, обсуждение. |
|
Формы работы по физическому развитию детей и укреплению здоровья |
Методические рекомендации по организации физкультурных - оздоровительных мероприятий (прогулка, зарядка, гимнастика, закаливающие мероприятия), подбор литературы. |
|
Открытый просмотр и анализ непосредственно - образовательной деятельности в младших группах. Соблюдение методики проведения образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста. |
Анализ работы. Просмотр молодым специалистом организованной деятельности, обсуждение задач, технологий и результативности. |
|
Конфликтные ситуации между детьми и способы их устранения. |
Анализ работы. Обсуждение конкретных примеров, советы наставника. |
|
Декабрь |
Методика подготовки и проведения продуктивной деятельности дошкольника. |
Методические рекомендации. |
Формы взаимодействия с семьей: консультации, досуги, дни открытых дверей |
Консультация, подбор литературы для изучения, совместное планирование работы с родителями. |
|
Инструкции, используемые в работе воспитателя. |
Познакомить с различными инструкциями в детском саду, помочь осознать серьезность их исполнения. |
|
Организация и методика проведения новогоднего праздника в детском саду. |
Консультация и помощь при оформлении костюмов, пособий. Участие в подготовке к новогоднему празднику, просмотр мероприятия, обсуждение. |
|
Январь |
Открытый просмотр приёма пищи в подготовительной группе, организованного молодым специалистом. |
Анализ работы. |
Освоение и совершенствование навыков молодого специалиста |
Помощь и контроль в заполнении текущей документации |
|
Взаимодействие воспитателей со специалистами ДОО (музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре) в процессе образовательной деятельности |
Методические рекомендации, совместное обсуждение. |
|
Индивидуальное сопровождение реб енка. |
Совместное обсуждение особенностей характера, поведения и развития каждого ребенка и методов их корректирования. |
|
Знакомство со здоровье сберегающими технологиями. Показ |
Обсуждение темы, составление плана, помощь в подготовке и |
|
|
молодым специалистом закаливающих процедур. |
проведении молодым специалистом закаливающих процедур. |
|
Повышение профессионального мастерства |
Участие в работе педсовета, советы по подготовке материалов к педсовету. |
|
Участие в проводимых конкурсах и других мероприятиях, организуемых в ДОУ |
Методические рекомендации и советы по участию в проводимых конкурсах и других мероприятиях. |
|
Взаимодействие воспитателей со специалистами ДОО (учителем - логопедом, педагогом - психологом) в процессе образовательной деятельности |
Методические рекомендации |
Февраль |
Речевое развитие детей |
Методические рекомендации по созданию картотеки речевых игр. Советы по использованию различных видов работы по речевому развитию (беседы, игры). |
|
Привлечение родителей к мероприятиям в детском саду. |
Организовать праздник ко Дню Защитника Отечества, совместно обсудить план, помощь в проведении. |
|
Оздоровление детей в процессе режимных моментов (утренняя, корригирующая, пальчиковая, дыхательная гимнастика) |
Методические рекомендации |
|
Использование различных технологий в образовательной деятельности детей. |
Консультация, советы по целесообразности их использования. |
Март |
Открытый просмотр проведения молодым специалистом корригирующей гимнастики с детьми 2-й младшей группы |
Анализ работы |
|
Проектная деятельность дошкольников. |
Совместное планирование проекта, помощь в его осуществлении. |
|
Оздоровление детей в процессе режимных моментов (система закаливания) |
Методические рекомендации |
|
Информирование родителей о жизни детей в детском саду. |
Консультация о правилах оформления родительских уголков, наличие материала, формах их оформления. |
Апрель |
Использование схем, мнемотаблиц, моделей в работе с детьми. |
Консультация, изготовление материала (схем, моделей и т.д.) молодым специалистом. |
|
Оформление и ведение документации в группе. |
Проверить ведение документации молод ым специалистом, обсудить, дать советы. |
|
Виды прогулок. Организация прогулки. |
Методические рекомендации, совместное обсуждение. |
Май |
День открытых дверей |
Помощь в организации мероприятия, |
|
|
|
последующее обсуждение положительных моментов, неудач. |
Открытый просмотр проведения молодым специалистом прогулки с детьми старшей группы |
Анализ работы. |
|
Подготовка к летней - оздоровительной компании. |
Консультация, документация, закаливание, оформление родительского уголка. |
|
Подведение итогов, анализ работы. |
Анализ проделанной работы, пожелания на будущее. |
|
Изучение профессиональной деятельности молодого специалиста (банк тестов и анкет)
Тест для изучения затруднений начинающего педагога МДОУ «Познай себя»
а) плохо ориентируюсь в этих вопросах;
б) есть пробелы в знаниях;
в) знаю.
а) не владею;
б) владею частично;
в) владею свободно.
а) испытываю большие затруднения;
б) умею частично;
в) свободно справляюсь с этой задачей.
а) испытываю большие затруднения;
б) умею частично;
в) свободно справляюсь с этой задачей.
а) испытываю большие затруднения;
б) умею частично;
в) свободно справляюсь с этой задачей.
а) плохо ориентируюсь в этих вопросах;
б) есть пробелы в знаниях;
в) знаю и свободно применяю.
а) не владею;
б) владею частично;
в) владею свободно.
а) испытываю большие затруднения;
б) умею частично;
в) свободно справляюсь с этой задачей.
а) испытываю большие затруднения;
б) умею частично;
в) свободно справляюсь с этой задачей.
а) испытываю большие затруднения;
б) умею частично;
в) свободно справляюсь с этой задачей.
а) испытываю большие затруднения;
б) умею частично;
в) свободно справляюсь с этой задачей.
а) испытываю большие затруднения;
б) умею частично;
в) свободно справляюсь с этой задачей.
а) испытываю большие затруднения;
б) умею частично;
в) свободно справляюсь с этой задачей.
а) испытываю большие затруднения;
б) умею частично;
в) свободно справляюсь с этой задачей
Персонализированная программа наставничества
для оказания методической помощи молодым специалистам (воспитателям)
№ |
Содержание работы |
Форма проведения |
Ответственные |
Сроки |
1 |
Помощь в оформлении документации группы. Оказание помощи в подготовке и проведении мониторинга развития детей в начале учебного года. |
Посещение молодым педагогом (наставляемым) наставника, консультирование, знакомство с документами и правилами их оформления, ответы на интересующие вопросы |
Заведующий, наставник, наставляемый |
Сентябрь
|
2 |
Помощь молодому педагогу в составлении плана работы по самообразованию. |
Консультация. |
Заведующий, наставник, наставляемый |
Октябрь
|
3 |
Совместная разработка технологических карт к занятиям на основе конспектов, представленных в методической литературе. |
Совместная разработка молодым педагогом (наставляемым) и наставником технологических карт к занятиям. |
Заведующий, наставник, наставляемый |
Ноябрь
|
4 |
Самостоятельное проведение занятия на основе составленной технологической карты. |
Проведение занятия. |
Заведующий, наставник, наставляемый |
Ноябрь
|
5 |
Организация развивающей предметнопространственной среды в группе и на участке при подготовке к новогодним праздникам. |
Консультация, посещение занятий по ручному труду в группе наставника. |
Заведующий, наставник, наставляемый |
Декабрь
|
6 |
Организация прогулки с детьми в зимний период. |
Консультация. Посещение группы наставника при проведении режимных моментов. |
Заведующий, наставник, наставляемый |
Декабрь
|
7 |
Создание каталога игр на прогулке в осенне-зимний период. |
Совместный подбор наставником и наставляемым учебно-методической литературы по теме, создание каталога. |
Заведующий, наставник, наставляемый |
Январь
|
8 |
Изготовление атрибутов |
Посещение наставляемым |
Заведующий, |
Февраль |
Период реализации с 01.09. по 30.05.
|
|
для сюжетно-ролевых игр и уголка ряженья. |
группы наставника, анализ организации среды в зоне сюжетно-ролевых игр и театрализованной деятельности. |
наставник, наставляемый |
|
9 |
Создание каталога игр на прогулке в весенне-летний период. |
Совместный подбор наставником и наставляемым учебно-методической литературы по теме, создание каталога. |
Заведующий, наставник, наставляемый |
Март
|
10 |
Подготовка к родительскому собранию: определение круга вопросов, правила оформления протокола родительского собрания. |
Совместное составление протокола родительского собрания наставником и наставляемым |
Заведующий, наставник, наставляемый |
Апрель
|
11 |
Оказание помощи в подготовке и проведении мониторинга развития детей в конце учебного года. |
Совместная формулировка выводов по результатам педагогической диагностики, оформление итоговых результатов мониторинга. |
Заведующий, наставник, наставляемый |
Май |
|
Персонализированная программа наставничества
для оказания методической помощи педагогам (воспитателям), направленной на устранение профессиональных дефицитов и позитивную адаптацию в педагогическом коллективе.
Период реализации с 01.09. по 31.12.
№ |
Содержание работы |
Форма проведения |
Ответственные |
Сроки |
1 |
Оказание помощи в организации качественной работы с документацией: изучение Программы развития, Образовательной программы, Программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, участие педагога в составлении перспективного и календарного планов, плана по самообразованию. |
Посещение педагогом (наставляемым) наставника, консультирование, знакомство с документами и правилами их оформления, ответы на интересующие вопросы. |
Заведующий, наставник, наставляемый |
Сентябрь
|
2 |
Традиции ОО при подготовке и проведении совместных мероприятий с родителями (субботники, утренники, тематические выставки и конкурсы) |
Консультация, взаимное посещение групп. |
Заведующий, наставник, наставляемый |
Октябрь
|
3 |
Анализ педагогических ситуаций, стилей педагогического общения с родителями и воспитанниками. Подготовка сообщения для выступления на Педагогическом совете. |
Консультация, планирование, обмен опытом, помощь наставника. |
Заведующий, наставник, наставляемый |
Декабрь
|
|